Ki Federation of Great Britain  •  Ки Айкидо •  Ки Федерация •  Учителя •  Занятия •  О нас •  Фото •

h
o
m
e


А
р
х
и
в


Ж
и
з
н
ь

с

К
и

Жизнь с Ки
Интервью с Сенсеем Вильямсом

Sensei Williams


 


Субботний вечер 12 октября 1991 года я проводил за выпивкой и разговором с парой моих друзей из местного клуба Ки Айкидо. Дело было на вечеринке после первого в моей жизни семинара и экзамена в Глазго.

Разговоры и выпивка текли щедро, и в какой-то момент я упомянул о своих журналистских интересах и о своем убеждении, что Сенсей Кеннет Вильямс мог бы стать прекрасным предметом для статьи. Соглашение было достигнуто "незамедлительно и единогласно". Оба этих слова уже выпали из активного словарного запаса моих друзей, оба из которых были к тому времени весьма навеселе. Далее последовали дебаты. Было выдвинуто множество аргументов "за" и "против", и, настроенные к тому времени глубоко философски, мои друзья были готовы внимательно рассмотреть каждый из них. Так как я сам не пью, и к тому же становился все более нервным с каждой минутой, я не мог разделить их энтузиазма по поводу рационального дискурса - нужно было действовать. Напоминая себе самому Скотта, исследователя Антарктики ("Я буду отсутствовать некоторое время…"), я глубоко вздохнул, и, сохраняя центр (одно из правил координации ума и тела в формулировке Тохея Сенсея) шагнул к столику Сенсея Вильямса.

Чувствуя себя маленькой рыбкой в очень большом пруду, я был более чем взволнован. Как оказалось, мои опасения были напрасны. Хотя даже само по себе присутствие Сенсея Вильямса внушает уважение, но в общении он добр, и к нему можно легко обратиться. Внутренний конфликт ролей начинающего Айкидоки и интервьюера был мгновенно растворен его теплотой. Терпеливо выслушав мое вступление, он с готовностью согласился дать интервью, и время было назначено на следующий день.

Сенсей Вильямс родился в 1931 году в Хаунслоу в Западном Лондоне и прожил большую часть своей жизни в Лондоне и его окрестностях. В настоящее время он живет в графстве Сомерсет в городе Бурнам-он-Си со своей женой ('Сенсей Маргарет') и посвящает большую часть своего времени обучению и практике Ки Айкидо в должности президента Ки Федерации Великобритании. Когда выдается свободное время, он с удовольствием занимается своим садом, токарной работой по дереву или путешествует.

Кеннет Вильямс вырос в разгар германских бомбежек Лондона в семье с десятью детьми. Чтобы избежать бомбежек, его отправили жить в Аксбридж. Так как его семья три раза теряла кров из-за бомбежек, в конце концов они поселились в Аксбридже постоянно, где он и прожил до окончания школы. По окончании школы он стал учеником электрика. За этим последовали два года в армии, по возвращению из которой он возобновил свое ремесло. В это время и началось его настоящее ученичество. По приглашению друга он присоединился к Лондонскому Обществу Дзюдо (London Judo Society), где и состоялось его знакомство с миром Будо. На втором занятии ему было сказано, что он будет тренироваться у нового Сенсея (учителя), приехавшего из Японии. Была достигнута договоренность, что два раза в неделю он будет получать персональные уроки от Кенсиро Аббе Сенсея.
Knife


 
Эти занятия дали его жизни совершенно новый смысл. Под руководством Аббе Сенсея он приобрел чувство цели и устремленность, которые дали направление всей его жизни. Это чувство остается с ним и по сей день: "Я принимаю все, что приходит ко мне. Я никогда не думаю о чем-то, как о совершенно плохом. В плохом всегда есть что-то хорошее и если смотреть на вещи позитивно, всегда есть что-то ценное, чему можно научиться. Я благодарен за все, что Вселенная посылает мне". Несмотря на впечатляющее и ненапряженное исполнение Айкидо, Сенсей Вильямс утверждает, что он все еще учится и благодарен за каждую возможность расширить и применить свои знания на мате и в повседневной жизни.

В основе принципов и практики Ки Айкидо лежит идея благотворной Универсальной Силы. Но эта сила - не отвлеченная философская концепция, а вполне определенный опыт, который Сенсей показывает на мате и который в разговоре он называет "чувством". "Никакого волшебства", говорит он, а затем бросает уке (партнера: в переводе с японского - "принимающего технику") безо всякого физического контакта. "Без понимания этого чувства, - подчеркивает Сенсей, - принцип непротивления как истинной силы не может быть понят".

Находясь под сильным впечатлением от скромности и спокойствия Аббе Сенсея, Сенсей Вильямс продолжил заниматься под его началом и путешествовать вместе с ним в качестве ассистента. Он остался с Аббе Сенсеем даже когда тот вышел из Лондонского Общества Дзюдо и открыл свое собственное додзе в Излингтоне. Он был первым в истории не-японцем, принятым японским Сенсеем в качестве ассистента.

Тренировки были строгими, но не грубыми и характеризовались своим собственным "интеллектом". По мере продвижения его тренировок росла и его увлеченность и он принял осознанное решение прожить свою жизнь согласно "неписаному закону жизни, включающему честность, искренность и корректность". В Японии Аббе Сенсей был главным инструктором в Бутокукай, специальном колледже при Обществе Будо. Эта организация контролировала все обучение и экзамены по боевым искусствам в Японии. Это показывает необходимый для занятий у такого учителя уровень преданности, сам по себе уникальный, в особенности у молодого человека западной культуры. Под руководством Кенсиро Аббе Сенсея Кеннет Вильямс изучал большинство боевых искусств, включая Кендо, Дзюдо, Карате и Айкидо. Сам Аббе Сенсей изучал Айкидо в течение десяти лет под руководством О-Сенсея Уэсибы, и позднее сформулировал теорию Кью-Шин-До, японский эквивалент буддистского кармического цикла в применении к Будо. В статье для журнала Ки Федерации Сенсей Вильямс так объясняет Кью-Шин-До:
Кью - Сфера, окружность, круг
Шин - Сердце или связная точка
До - Путь
Три основных принципа:
1. Bambutsu Ruten - Все во Вселенной постоянно пульсирует.
2. Ritsudo - Движение ритмичное и гладкое.
3. Chowa - Все вещи действуют в идеальной гармонии.

Сенсей Вильямс продолжает свое объяснение словами: "Достичь технического совершенства - значит достичь совершенства как человеческое существо и с помощью таких занятий стать полезным и позитивным фактором в обществе". И заключает следующей благодарностью: "Аббе Сенсей умер в 1986 году в Японии. Это была огромная потеря, так как без сомнения он был одним из величайших учителей и людей, которых я когда-либо встречал. Аббе Сенсей говорил: "Минимальное усилие, максимальный результат".

В какой-то момент Сенсей Вильямс должен был выбрать для специализации одно из боевых искусств. Он выбрал Айкидо. Он стал не только первым европейцем, получившим черный пояс и степень дан, но также и самым молодым третьим даном в мире. Впоследствии он был назначен Национальным Тренером Великобритании по Айкидо. В то время Айкидо было достаточно малоизвестным боевым искусством, поэтому напрашивается вопрос "Почему Айкидо?". Ответ Сенсея Вильямса подчеркивает естественную склонность и непрекращающееся очарование этим искусством: "У меня никогда не было проблем с Айкидо. Когда я путешествовал по стране, меня атаковали самые разные люди - Кендо, Карате, и они меня атаковали по-настоящему, чтобы проверить меня. Они не могли поверить, как кто-то вроде меня - а тогда во мне было меньше 65 кило, мог обладать такой мощью. Какой-то мелкий парень, танцующий в юбке! Пока я действовал согласно принципам непротивления, у меня никогда не возникало проблем. Я был просто заворожен грациозностью и комбинацией движения и контакта".

С ростом популярности Айкидо по всей Великобритании возрастала и ответственность и объем работы, поэтому Аббе Сенсей пригласил из Японии нескольких своих коллег: Наказоно Сенсея, Норо Сенсея, Тамура Сенсея и Тада Сенсея. Все они были бывшими учениками О-Сенсея Уэсибы и Сенсей Вильямс описывает их как прекрасных учителей. Наказоно Сенсей был представителем Айкикай в Европе и Северной Африке, а Сенсей Вильямс был назначен представителем Айкикай в Великобритании. Со временем им удалось привлечь достаточно большое членство и сформировать Британский Совет Айкидо, связанный с Айкикай в Японии.

К сожалению, Аббе Сенсей, под чьим руководством Сенсей Вильямс занимался в течение двенадцати лет, должен был вернуться в Японию. Его отъезд положил начало беспокойному периоду, ставшему испытанием не только для личности Сенсея Вильямса, но и для развития Айкидо в Великобритании в целом. В течение этого периода, несмотря на изолированность, и поддержку лишь со стороны единомышленников, он оставался верным принципам не-раскола (non-dissention), сформулированными его учителем Аббе Сенсеем. Как объяснил Сенсей Вильямс: "Его теория состояла в применении принципов Кью-Шин-До к повседневной жизни и достижении более высокого человеческого состояния через нераскол - отсутствие борьбы. Это и объясняет его успех. Хотя под его началом были разные отделения: Кендо, Дзюдо, Карате, основные принципы были теми же самыми. Это было настоящее Будо". Пойдя своим путем, он переехал в Уэльс, где открыл свое собственное, совершенно независимое и самодостаточное додзё, которое он назвал "Айкикай Уэльса". Он оставался там в течение восьми лет, фактически начав все с самого начала. Он был сыт по горло внутренней политикой и разногласиями в боевых искусствах. Со временем клубы с похожей позицией также сместились в направлении Уэльса и в этой свежей атмосфере солидарности постепенно росли и крепли.
Tenchinage


 
Расхожее выражение "человек - не остров" особенно хорошо было применимо в этой ситуации и Сенсей Вильямс очень хорошо это осознавал: "Я был сам по себе и мне нужен был учитель. Я прочитал где-то, что Коичи Тохей откололся от Айкикай, поэтому я поехал в Японию, где провел месяц с Тохей Сенсеем и стал полноправным членом Син-Син Тоитсу Ки Айкидо".

Тохей Сенсей знал и глубоко уважал Аббе Сенсея и так как между их учениями не было фундаментальных расхождений, не понадобилось преодолевать слишком много препятствий. К сожалению, так было не всегда. Но больше всего Сенсея Вильямса заинтересовал метод обучения Тохея Сенсея. Традиционный японский учитель просто демонстрировал техники, а затем садился и позволял ученику заниматься самостоятельно безо всякого дальнейшего пояснения. Способ преподавания Тохея Сенсея был другим, да и Сенсей Вильямс не видел никаких преимуществ в слепом копировании. Это только мешало прогрессу в обучении. Как он сам объясняет: "Они обычно говорили "просто продолжай практиковать", но мне этого было недостаточно. Я думал, что должен быть какой-то неяпонский способ объяснения. Мы говорим по-английски, мы другой культуры, поэтому я попытался адаптировать обучение Айкидо исходя их этого. Я получил учение О-Сенсея через моего учителя, Аббе Сенсея, и передаю его в более доступной форме".

Так как японский метод обучения вообще не является обучением в западном смысле, Сенсей Вильямс дал японским практикам свежее выражение в нашем культурном контексте. Здесь есть немалая доля иронии, потому что сама по себе такая адаптация - очень японская вещь. Но самое главное здесь то, что за этим стоит тридцатипятилетний опыт практики и преподавания Айкидо.

После десяти лет сотрудничества с Тохеи Сенсеем случилось неизбежное и возникли трудности, которые не могли быть разрешены. По крайней мере без серьезного ущерба для развития Айкидо в Великобритании. В интересах сохранения интересов Айкидо в стране Сенсей Вильямс еще раз сказал "хватит": "Мы собираемся оставаться британцами и строить свое дело исходя из этого. И нам это удалось. В настоящее время мы подаем заявку на строительство нашего собственного додзё. . . и все идет хорошо."

Цель Сенсея Вильямса - содействовать распространению Айкидо. В первую очередь - в Великобритании и, во-вторых, в других местах в Европе. Также, через создание сильного центра обеспечить стабильный и высокий уровень преподавания. Он чувствует, что таким образом он передаст другим образ жизни, который когда-то с благодарностью принял сам. В то же время он не одержим этой идеей. Сенсей Вильямс - человек спокойный и не претенциозный, ненапряженный чувствующий себя в мире как дома. Никаких особенных требований к ученикам нет. Сенсей Вильямс говорит, что Ки Айкидо может заниматься любой: "Хочешь заниматься - можешь остаться на мате. Не хочешь - можешь уйти".

Сейчас по всей Великобритании - в Англии, Шотландии и Уэльсе - насчитывается больше шестидесяти клубов. Учителя Федерации преподают в России, Румынии и Франции. Европейские клубы все более привлекаются методами обучения Сенсея Вильямса с их ясными и недвусмысленными объяснениями. Сенсей Вильямс верит, что через правила координации ума и тела, как они формулируются Тохеем Сенсеем, можно научиться применять принципы Ки в повседневной жизни: "Я пытаюсь применять принципы, которые изучаю на мате, в своей повседневной жизни. Когда ты кому-либо помогаешь, это возвращается к тебе, но никогда нельзя к этому стремиться специально. Нужно по-настоящему получать удовольствие от того, чем занимаешься. Я действительно использую принципы Ки в своей повседневной жизни - и это работает!"
Nikkyo


 
Что движет Сенсеем Вильямсом? Если бы он сказал "Вселенная", я не мог бы с этим поспорить. Он производит на меня яркое впечатление как человек глубокого сострадания, как человек, ясно видящий человеческую ситуацию: "Так много людей с неприятностями внутри себя, людей, которые болеют от стресса и нервных проблем. Не так уж много людей больны физически. Многие болезни происходят из ума. Мы не должны забывать правило тела, но когда ум радостен, тело тоже. Я хотел бы научить как можно больше людей принципам Ки, чтобы они смогли вести более счастливую жизнь".

В конце семинара в Глазго Сенсей Вильямс говорил об искренности как способе победить страх и о жизни со спокойствием: "Не пытайтесь быть кем-то другим, просто будьте собой. Будьте искренними и осознайте, кто вы есть на самом деле. Избегайте напряженности лжи и фальши. Будьте тем, кто вы есть - прекрасными человеческими существами". Это и есть жизнь с Ки.

В заключение я хотел бы поблагодарить Сенсея Вильямса за то, что уделил время для разговора со мной. Я получил неподдельное удовольствие от слушания и легко мог бы слушать еще. Я также хочу поблагодарить Сенсея Иэна Айткенхеда за предоставление некоторых фактов, и моего учителя, Сенсея Дэйва Шоу, за его неоценимые терпение, поддержку и транспорт.

Алистер Гиллес
октябрь 1991 г.



 •    Design by Germ Kru & КФР   •