• h o m e • А р х и в • Ж и з н ь
с
К и •
|
Жизнь с Ки
Интервью с Сенсеем Вильямсом
|
|
Субботний вечер 12 октября 1991 года я проводил за выпивкой и
разговором с парой моих друзей из местного клуба Ки Айкидо. Дело было
на вечеринке после первого в моей жизни семинара и экзамена в Глазго.
Разговоры и выпивка текли щедро, и в какой-то момент я упомянул о своих
журналистских интересах и о своем убеждении, что Сенсей Кеннет Вильямс
мог бы стать прекрасным предметом для статьи. Соглашение было
достигнуто "незамедлительно и единогласно". Оба этих слова уже выпали
из активного словарного запаса моих друзей, оба из которых были к тому
времени весьма навеселе. Далее последовали дебаты. Было выдвинуто
множество аргументов "за" и "против", и, настроенные к тому времени
глубоко философски, мои друзья были готовы внимательно рассмотреть
каждый из них. Так как я сам не пью, и к тому же становился все более
нервным с каждой минутой, я не мог разделить их энтузиазма по поводу
рационального дискурса - нужно было действовать. Напоминая себе самому
Скотта, исследователя Антарктики ("Я буду отсутствовать некоторое
время…"), я глубоко вздохнул, и, сохраняя центр (одно из правил
координации ума и тела в формулировке Тохея Сенсея) шагнул к столику
Сенсея Вильямса.
Чувствуя себя маленькой рыбкой в очень большом пруду, я был более чем
взволнован. Как оказалось, мои опасения были напрасны. Хотя даже само
по себе присутствие Сенсея Вильямса внушает уважение, но в общении он
добр, и к нему можно легко обратиться. Внутренний конфликт ролей
начинающего Айкидоки и интервьюера был мгновенно растворен его
теплотой. Терпеливо выслушав мое вступление, он с готовностью
согласился дать интервью, и время было назначено на следующий день.
Сенсей Вильямс родился в 1931 году в Хаунслоу в Западном
Лондоне и прожил большую часть своей жизни в Лондоне и его
окрестностях. В настоящее время он живет в графстве Сомерсет в городе
Бурнам-он-Си со своей женой ('Сенсей Маргарет') и посвящает большую
часть своего времени обучению и практике Ки Айкидо в должности
президента Ки Федерации Великобритании. Когда выдается свободное время,
он с удовольствием занимается своим садом, токарной работой по дереву
или путешествует.
Кеннет Вильямс вырос в разгар германских бомбежек Лондона в семье с
десятью детьми. Чтобы избежать бомбежек, его отправили жить в Аксбридж.
Так как его семья три раза теряла кров из-за бомбежек, в конце концов
они поселились в Аксбридже постоянно, где он и прожил до окончания
школы. По окончании школы он стал учеником электрика. За этим
последовали два года в армии, по возвращению из которой он возобновил
свое ремесло. В это время и началось его настоящее ученичество. По
приглашению друга он присоединился к Лондонскому Обществу Дзюдо (London
Judo Society), где и состоялось его знакомство с миром Будо. На втором
занятии ему было сказано, что он будет тренироваться у нового Сенсея
(учителя), приехавшего из Японии. Была достигнута договоренность, что
два раза в неделю он будет получать персональные уроки от Кенсиро Аббе
Сенсея.
|
|
|
Эти
занятия дали его жизни совершенно новый смысл. Под руководством Аббе
Сенсея он приобрел чувство цели и устремленность, которые дали
направление всей его жизни. Это чувство остается с ним и по сей день:
"Я принимаю все, что приходит ко мне. Я никогда не думаю о чем-то, как
о совершенно плохом. В плохом всегда есть что-то хорошее и если
смотреть на вещи позитивно, всегда есть что-то ценное, чему можно
научиться. Я благодарен за все, что Вселенная посылает мне".
Несмотря на впечатляющее и ненапряженное исполнение Айкидо, Сенсей
Вильямс утверждает, что он все еще учится и благодарен за каждую
возможность расширить и применить свои знания на мате и в повседневной
жизни.
В основе принципов и практики Ки Айкидо лежит идея
благотворной Универсальной Силы. Но эта сила - не отвлеченная
философская концепция, а вполне определенный опыт, который Сенсей
показывает на мате и который в разговоре он называет "чувством".
"Никакого волшебства", говорит он, а затем бросает уке (партнера: в переводе с японского - "принимающего
технику") безо всякого физического контакта. "Без понимания этого
чувства, - подчеркивает Сенсей, - принцип непротивления как истинной
силы не может быть понят".
Находясь под сильным впечатлением от скромности и спокойствия
Аббе Сенсея, Сенсей Вильямс продолжил заниматься под его началом и
путешествовать вместе с ним в качестве ассистента. Он остался с Аббе
Сенсеем даже когда тот вышел из Лондонского Общества Дзюдо и открыл
свое собственное додзе в Излингтоне. Он был первым в истории
не-японцем, принятым японским Сенсеем в качестве ассистента.
Тренировки были строгими, но не грубыми и характеризовались своим
собственным "интеллектом". По мере продвижения его тренировок росла и
его увлеченность и он принял осознанное решение прожить свою жизнь
согласно "неписаному закону жизни, включающему честность, искренность и
корректность". В Японии Аббе Сенсей был главным инструктором в
Бутокукай, специальном колледже при Обществе Будо. Эта организация
контролировала все обучение и экзамены по боевым искусствам в Японии.
Это показывает необходимый для занятий у такого учителя уровень
преданности, сам по себе уникальный, в особенности у молодого человека
западной культуры. Под руководством Кенсиро Аббе Сенсея Кеннет Вильямс
изучал большинство боевых искусств, включая Кендо, Дзюдо, Карате и
Айкидо. Сам Аббе Сенсей изучал Айкидо в течение десяти лет под
руководством О-Сенсея Уэсибы, и позднее сформулировал теорию
Кью-Шин-До, японский эквивалент буддистского кармического цикла в
применении к Будо. В статье для журнала Ки Федерации Сенсей Вильямс так
объясняет Кью-Шин-До:
Кью - Сфера, окружность, круг
Шин - Сердце или связная точка
До - Путь
Три основных принципа:
1. Bambutsu Ruten - Все во Вселенной постоянно пульсирует.
2. Ritsudo - Движение ритмичное и гладкое.
3. Chowa - Все вещи действуют в идеальной гармонии.
Сенсей Вильямс продолжает свое объяснение словами: "Достичь
технического совершенства - значит достичь совершенства как
человеческое существо и с помощью таких занятий стать полезным и
позитивным фактором в обществе". И заключает следующей благодарностью:
"Аббе Сенсей умер в 1986 году в Японии. Это была огромная потеря, так
как без сомнения он был одним из величайших учителей и людей, которых я
когда-либо встречал. Аббе Сенсей говорил: "Минимальное усилие,
максимальный результат".
В какой-то момент Сенсей Вильямс должен был выбрать для
специализации одно из боевых искусств. Он выбрал Айкидо. Он стал не
только первым европейцем, получившим черный пояс и степень дан, но
также и самым молодым третьим даном в мире. Впоследствии он был
назначен Национальным Тренером Великобритании по Айкидо. В то время
Айкидо было достаточно малоизвестным боевым искусством, поэтому
напрашивается вопрос "Почему Айкидо?". Ответ Сенсея Вильямса
подчеркивает естественную склонность и непрекращающееся очарование этим
искусством: "У меня никогда не было проблем с Айкидо. Когда я
путешествовал по стране, меня атаковали самые разные люди - Кендо,
Карате, и они меня атаковали по-настоящему, чтобы проверить меня. Они
не могли поверить, как кто-то вроде меня - а тогда во мне было меньше
65 кило, мог обладать такой мощью. Какой-то мелкий парень, танцующий в
юбке! Пока я действовал согласно принципам непротивления, у меня
никогда не возникало проблем. Я был просто заворожен грациозностью и
комбинацией движения и контакта".
С ростом популярности Айкидо по всей Великобритании возрастала и
ответственность и объем работы, поэтому Аббе Сенсей пригласил из Японии
нескольких своих коллег: Наказоно Сенсея, Норо Сенсея, Тамура Сенсея и
Тада Сенсея. Все они были бывшими учениками О-Сенсея Уэсибы и Сенсей
Вильямс описывает их как прекрасных учителей. Наказоно Сенсей был
представителем Айкикай в Европе и Северной Африке, а Сенсей Вильямс был
назначен представителем Айкикай в Великобритании. Со временем им
удалось привлечь достаточно большое членство и сформировать Британский
Совет Айкидо, связанный с Айкикай в Японии.
К сожалению, Аббе Сенсей, под чьим руководством Сенсей Вильямс
занимался в течение двенадцати лет, должен был вернуться в Японию. Его
отъезд положил начало беспокойному периоду, ставшему испытанием не
только для личности Сенсея Вильямса, но и для развития Айкидо в
Великобритании в целом. В течение этого периода, несмотря на
изолированность, и поддержку лишь со стороны единомышленников, он
оставался верным принципам не-раскола (non-dissention),
сформулированными его учителем Аббе Сенсеем. Как объяснил Сенсей
Вильямс: "Его теория состояла в применении принципов Кью-Шин-До к
повседневной жизни и достижении более высокого человеческого состояния
через нераскол - отсутствие борьбы. Это и объясняет его успех. Хотя под
его началом были разные отделения: Кендо, Дзюдо, Карате, основные
принципы были теми же самыми. Это было настоящее Будо".
Пойдя своим путем, он переехал в Уэльс, где открыл свое собственное,
совершенно независимое и самодостаточное додзё, которое он назвал
"Айкикай Уэльса". Он оставался там в течение восьми лет, фактически
начав все с самого начала. Он был сыт по горло внутренней политикой и
разногласиями в боевых искусствах. Со временем клубы с похожей позицией
также сместились в направлении Уэльса и в этой свежей атмосфере
солидарности постепенно росли и крепли.
|
|
|
Расхожее
выражение "человек - не остров" особенно хорошо было применимо в этой
ситуации и Сенсей Вильямс очень хорошо это осознавал: "Я был сам по
себе и мне нужен был учитель. Я прочитал где-то, что Коичи Тохей
откололся от Айкикай, поэтому я поехал в Японию, где провел месяц с
Тохей Сенсеем и стал полноправным членом Син-Син Тоитсу Ки Айкидо".
Тохей Сенсей знал и глубоко уважал Аббе Сенсея и так как между их
учениями не было фундаментальных расхождений, не понадобилось
преодолевать слишком много препятствий. К сожалению, так было не
всегда. Но больше всего Сенсея Вильямса заинтересовал метод обучения
Тохея Сенсея. Традиционный японский учитель просто демонстрировал
техники, а затем садился и позволял ученику заниматься самостоятельно
безо всякого дальнейшего пояснения. Способ преподавания Тохея Сенсея
был другим, да и Сенсей Вильямс не видел никаких преимуществ в слепом
копировании. Это только мешало прогрессу в обучении. Как он сам
объясняет: "Они обычно говорили "просто продолжай практиковать", но мне
этого было недостаточно. Я думал, что должен быть какой-то неяпонский
способ объяснения. Мы говорим по-английски, мы другой культуры, поэтому
я попытался адаптировать обучение Айкидо исходя их этого. Я получил
учение О-Сенсея через моего учителя, Аббе Сенсея, и передаю его в более
доступной форме".
Так как японский метод обучения вообще не является обучением в западном
смысле, Сенсей Вильямс дал японским практикам свежее выражение в нашем
культурном контексте. Здесь есть немалая доля иронии, потому что сама
по себе такая адаптация - очень японская вещь. Но самое главное здесь
то, что за этим стоит тридцатипятилетний опыт практики и преподавания
Айкидо.
После десяти лет сотрудничества с Тохеи Сенсеем случилось неизбежное и
возникли трудности, которые не могли быть разрешены. По крайней мере
без серьезного ущерба для развития Айкидо в Великобритании. В интересах
сохранения интересов Айкидо в стране Сенсей Вильямс еще раз сказал
"хватит": "Мы собираемся оставаться британцами и строить свое дело
исходя из этого. И нам это удалось. В настоящее время мы подаем заявку
на строительство нашего собственного додзё. . . и все идет хорошо."
Цель Сенсея Вильямса - содействовать распространению Айкидо. В
первую очередь - в Великобритании и, во-вторых, в других местах в
Европе. Также, через создание сильного центра обеспечить стабильный и
высокий уровень преподавания. Он чувствует, что таким образом он
передаст другим образ жизни, который когда-то с благодарностью принял
сам. В то же время он не одержим этой идеей. Сенсей Вильямс - человек
спокойный и не претенциозный, ненапряженный чувствующий себя в мире как
дома. Никаких особенных требований к ученикам нет. Сенсей Вильямс
говорит, что Ки Айкидо может заниматься любой: "Хочешь заниматься -
можешь остаться на мате. Не хочешь - можешь уйти".
Сейчас по всей Великобритании - в Англии, Шотландии и Уэльсе -
насчитывается больше шестидесяти клубов. Учителя Федерации преподают в
России, Румынии и Франции. Европейские клубы все более привлекаются
методами обучения Сенсея Вильямса с их ясными и недвусмысленными
объяснениями. Сенсей Вильямс верит, что через правила координации ума и
тела, как они формулируются Тохеем Сенсеем, можно научиться применять
принципы Ки в повседневной жизни: "Я пытаюсь применять принципы,
которые изучаю на мате, в своей повседневной жизни. Когда ты кому-либо
помогаешь, это возвращается к тебе, но никогда нельзя к этому
стремиться специально. Нужно по-настоящему получать удовольствие от
того, чем занимаешься. Я действительно использую принципы Ки в своей
повседневной жизни - и это работает!" |
|
|
Что движет Сенсеем Вильямсом? Если бы он сказал "Вселенная", я не мог
бы с этим поспорить. Он производит на меня яркое впечатление как
человек глубокого сострадания, как человек, ясно видящий человеческую
ситуацию: "Так много людей с неприятностями внутри себя, людей, которые
болеют от стресса и нервных проблем. Не так уж много людей больны
физически. Многие болезни происходят из ума. Мы не должны забывать
правило тела, но когда ум радостен, тело тоже. Я хотел бы научить как
можно больше людей принципам Ки, чтобы они смогли вести более
счастливую жизнь".
В конце семинара в Глазго Сенсей Вильямс говорил об искренности как
способе победить страх и о жизни со спокойствием: "Не пытайтесь быть
кем-то другим, просто будьте собой. Будьте искренними и осознайте, кто
вы есть на самом деле. Избегайте напряженности лжи и фальши. Будьте
тем, кто вы есть - прекрасными человеческими существами". Это и есть
жизнь с Ки.
В заключение я хотел бы поблагодарить Сенсея Вильямса за то,
что уделил время для разговора со мной. Я получил неподдельное
удовольствие от слушания и легко мог бы слушать еще. Я также хочу
поблагодарить Сенсея Иэна Айткенхеда за предоставление некоторых
фактов, и моего учителя, Сенсея Дэйва Шоу, за его неоценимые терпение,
поддержку и транспорт.
Алистер Гиллес
октябрь 1991 г.
|
|
|